Недавно пересмотрел фильм Асса. При первом просмотре, когда он еще только вышел, у меня этот вопрос не возник. Ну и кино и кино.
А вот сейчас задумался.
Общее, или по крайней мере растиражированное, мнение заключается в том, что фильм этот про советскую рок-музыку и про советских рок-музыкантов.
И на первый взгляд оно вроде так. Саундтрек соответствующий, один из тогдашних рокеров в титрах как композитор (хотя рокер он ли он), другой даже в кадре появляется.
Однако, если внимательно посмотреть фильм, то мы увидим что саундтрек очень специфичный – несколько песен Гребенщикова и по одной песне Цоя и Браво. То есть, это никак не может представлять советский рок того времени.
Это очень узкая и при этом весьма специфическая выборка. Специфическая, в силу явного перекоса в сторону Гребенщикова, который сам по себе персонаж чрезвычайно спорный. И с художественной точки зрения и с точки зрения жанра.
Ну тогда может быть это фильм про Гребенщикова? Тоже нет. Сам он в картине не появляется даже как статист (вроде Цоя в концовке). И упоминается лишь однажды.
При этом действие фильма происходит в Ялте, которую нельзя назвать центром музыкальной тусовки СССР.
А музыкальные персонажи фильма это просто ресторанные лабухи, хотя и с претензией на некое бунтарство мысли. Но все же лабухи.
Может быть этот фильм про некую молодежную подпольную субкультуру? Тоже нет. Изо всех персонажей фильма только Банана можно отнести в эту категорию, а остальные персонажи обычные советские люди. При этом Банан не главный персонаж картины. Это что называется роль второго плана.
Так о ком и о чем фильм Асса?
Если внимательно посмотреть на хронометраж и монтаж, то станет вполне очевидно, что фильм этот про советского подпольного миллионера. Этакий Корейко конца 80-х годов.
Но если Корейко 20-х годов прятался и можно сказать влачил жалкое существование, то Крымов 80-х годов это хозяин тогдашней жизни.
С чего начинается фильм?
После титров и шутовской песни в ресторане, первая сцена фильма это Крымов на теплоходе.
Далее нам показывают любовницу Крымова, которая ищет ночлег в Ялте.
Потом любовница Крымова немного тусит с ресторанным лабухом. Потом Крымов встречается со своей любовницей. Потом Крымов обедает со своей любовницей и своим бывшим подручным.
Крымов плавает с Бананом. Крымов везет Банана на ипподром. И так далее. И так далее.
Почти все сцены фильма завязаны на Крымова. Он сам, его подручные, сотрудник КГБ, который за ним следит, милиция, которая за ним следит.
И даже песни Гребенщикова ресторанные лабухи исполняют по заказу Крымова.
По всему выходит, что именно он главный персонаж. Это подтверждает и то, что Соловьев на роль Крымова хотел только Говорухина и долго его уговаривал сняться в этой роли. Наверное, не стал бы режиссер прилагать такие усилия ради второстепенной роли?
Крымов, в исполнении Говорухина, еще и самый яркий и запоминающийся персонаж фильма. Спустя лет 30 после первого просмотра, лично я забыл какая музыка там была, забыл о том, что в конце фильма Цоя показали. А вот образ Крымова в памяти остался. Это ведь не только потому что Говорухин хорошо сыграл, но и от того что роль ему досталась хорошо написанная. Будут ли так ярко выписывать второстепенного персонажа?
А о чем этот фильм?
Идей и смыслов в фильм, я полагаю, не один и не два.
Возможно фильм о трансформации экономики и общественного сознания. Я не случайно выше написал про Корейко.
В 20-х годах ему молодая девка не дала, хотя он и признался ей, что богат. А в 80-х такая же молодая девка спокойно спит с современным Корейко, даже догадываясь о том, что источник его денег незаконная деятельность.
Другая возможная идея фильма в том, что умный, взрослый, сильный мужчина может настолько сильно запасть на бабу, что пустит под откос все что нажито непосильным трудом. И даже свою собственную жизнь. Такова может быть сила страсти у мужчины.
Возможно этот фильм еще и стеб на тогдашнюю советскую субкультуру. Ведь нельзя без сожаления смотреть на бессмысленность и никчемность Банана. Этот персонаж действительно никчемный. Он добрый, вреда от никого никакого нет, кого-то он забавляет даже. Но смысла в его жизни нет и его общественная ценность близка к нулю.
Быть может и песни Гребенщикова были использованы специально для того, чтобы довести этот образ до уровня гротеска.
Попробуйте представить этого Банана в 40 лет и с этими песнями.
Возможно этот фильм еще и о тупости женщин – променять умного, сильного мужчину на какое-то недоразумение – это нужно быть курицей.
Или о продажности женщин. Алика ведь не может не понимать, что столько денег у человека в СССР не может быть честно и законно. Но ей плевать, потому что нравится все то, что лично ей дают эти деньги.
Как бы то ни было, фильм этот не про рок-музыку и не про рок-музыкантов.
Кстати.
В предыдущем фильм Соловьева «Наследница по прямой» был такой же треугольник. Мутный жук, его любовница и молодой парень. Только в том фильме это был обычный, нормальный советский парень.
Homo Simplex, 2018