Фильмы про каменный век

Похожая статья: Книги про Каменный век.

Список совсем короткий, видимо тема эта не интересна большинству из нас и на ней не получается заработать. А жаль. По моему, архиинтересно узнать как жили наши предки десятки тысяч лет назад. Во времена о которых не сохранилось никакой информации - ни легенд, ни каких-либо поздних пересказов. Сегодня нам доступны только их скелеты, остатки жилищ в которых они жили, орудия которыми они пользовались.

La guerre du feu (Война за огонь). Французский фильм 1981 года. Получил Оскар за работу гримеров которые создавали облик неандертальцев. У этой картины две особенности - была сделана попытка воссоздания жизни древних людей, так сказать без прикрас. Натуралистично. Грязь, антисанитария и так далее. А вторая особенность - все персонажи говорят на примитивных языках и это не сопровождается никаким переводом. Ни титров, ни диктора за кадром. Так, что можно лишь догадываться о чем они там лопочут. Впрочем языки настолько примитивные, что смысл понять нетрудно.

Сюжет фильма прост. Три неандертальца идут, с севера на юг, в поисках огня. И в своем путешествии они сталкиваются с племенем архаичных людей (предположительно питекантропами) и с племенем кроманьонцев (наши с вами непосредственные предки).

С исторической точки зрения события, показанные в этой киноленте, вызывают сильные сомнения. Начиная с основного - племя неандертальцев теряет свой костер и трое из них отправляются на поиски огня. В самом начале картины, указано, что события фильма происходят 80 000 лет назад. Крайне сомнительно, что в то время и конкретно неандертальцы не умели добывать огонь - трением или высечением кремнем. Все же предки человека используют огонь больше миллиона лет. И кремневые орудия создают сотни тысяч лет. А неандертальцы, 80 000 лет назад, по своему развитию вряд ли сильно уступали тогдашним кроманьонцам.

Неандертальцы, в фильме показаны настолько примитивными, почти как шимпанзе. Походка, жесты, социальное взаимодействие. Ну прямо говорящие обезьяны. А это не так. На тот момент этот вид людей существовал уже несколько сотен тысяч лет. Реконструкции внешнего вида вида по скелетам примерно того времени, показывают, что неандертальцы не были похожи на обезьян. Они имели несомненно человеческий вид. Не совсем такой как у нас (и кроманьонцев), но без сомнения человеческий.

Такие же сомнения вызывает возможность существования, в то время, более архаичных видов людей. Все, найденные останки более древних видов людей, датируются гораздо более поздними сроками - в сотни тысяч лет как минимум. Так, что 80 000 лет назад реально существовало только два вида людей - неандертальцы и кроманьонцы.

Еще одна несуразность - наличие копьеметалок 80 000 лет назад. Археология относит это орудие к периоду Верхнего палеолита, то есть не ранее чем 50 000 лет назад. Так же невероятно представляется и то, что примитивные дикари, какими показаны в фильме неандертальцы, смогли так быстро научиться пользоваться этим довольно сложным оружием.

Ну и конечно история о всепобеждающей силе любви, тоже вызывает сомнения с научной точки зрения. Маловероятно, чтобы самка кроманьонца бросила бы вполне надежную жизнь в своем племени и пошла бы в пешее путешествие с тремя примитивными дикарями-самцами, которые даже огонь не умеют добывать. Не верю. От безысходности, да могла. Как это произошло вначале, когда она была одна, без своих. Но уйти от спокойной жизни в своем племени - нет. Это сегодня можно спокойно поехать жить в другую страну, связи с родными не оборвутся и при желании всегда можно вернуться назад. А в те времена уход в чужое племя это была дорога в один конец. Назад никто не возвращался. И главный страх людей тех времен был в том, чтобы остаться в одиночестве, или вне круга привычной жизни, без своих людей вокруг.

Тем не менее фильм хороший и посмотреть его стоит.

 

The Clan of the Cave Bear (Клан пещерного медведя). Американский фильм 1986 года. Сентиментальная, а также нравоучительная, феминистическая (ну не могут американцы снять кино без пропаганды своих идей), история о трудной жизни высшего существа среди диких дикарей. Впрочем некоторые из этих дикарей хотя и на лицо ужасные, но добрые внутри.

Итак, чистый и опрятный ребенок, девочка кроманьонцев, волею жестокой судьбы, попадает в племя косматых, грязных и бескультурных неандертальцев. Странно, но они не съедают ее, а принимают к себе. Впрочем что же тут странного? Если бы они ее съели - фильм бы пришлось заканчивать слишком быстро.

Далее ребенок превращается в такую же чистую и опрятную девочку-подростка. А затем в не менее чистую и опрятную взрослую особь. Никакая грязь не пристает к ее льняным волосам и белой коже. Возможно она даже мочится родниковой водой. Кстати, по книге, Эйле было лет 11-12 когда она родила сына. Так, что Дерил Ханна лишняя в этом фильме. Главную роль нужно было исполнять Николь Эггерт.

Высшее существо демонстрирует не только незаурядную способность к чистоте. Кроме этого она самостоятельно осваивает ременную пращу и начинает стрелять из нее как из пистолета. Она демонстрирует силу духа и тела - в одиночку воспитывая ребенка, которого ей сделал безответственный дикарь. Не ужасный лицом, но недобрый внутри неандерталец изнасиловал высшее существо, но не стал заботиться о своем ребенке.

А в конце фильма высшее существо побеждает в рукопашной схватке отца своего ребенка, затем оставляет дикарям своего сына метиса и в гордом одиночестве, отправляется на поиски себе подобных.

Вот такая вот история. Впрочем фильм в целом неплохой, посмотреть можно.

Исторические и не только исторические несуразности в фильме есть. Например праща. Самые ранние находки связанные с использованием пращи (склад метательных камней) датируются 4 тысячами лет назад. То есть праща оружие даже более молодое чем лук. Так, что у неандертальцев ее не могло быть. Другая несуразность, связанная с пращей, это точность. Добиться такой точности, какую демонстрирует героиня, нереально, особенно по движущейся мишени.

Однако нельзя сказать что это уж совсем небывалая небывальщина вроде других американских фильмов - "Миллион лет до нашей эры" или "10 000 лет до нашей эры". Худо-бедно, но пытались авторы придать какое-то правдоподобие этой истории.

 

Le dernier Neandertal (Последний неандерталец). Французский фильм 2010 года. Хронологически самое свежее кино про взаимоотношения неандертальцев и кроманьонцев. Это не только самое последнее кино про каменный век, но и наиболее достоверное с научной точки зрения. Что неудивительно - в 2010 ученые знали о том времени уже гораздо больше чем в начале 80-х годов прошлого века. Например в этом фильме представлена одна из современных гипотез о причинах быстрого исчезновения неандертальцев. Некоторые ученые считают, что это произошло в результате воздействия патогенной бактерии или вируса, которые попали в Евразию вместе с кроманьонцами. У неандертальцев не было иммунитета к этому патогену и они вымерли.

Даже датировка событий фильма, 30 000 лет назад,  и место действия близки к археологическим данным. Самые "молодые" останки неандертальцев, из всех найденных, датируются 28 000 тысяч лет назад. И обнаружены они были в Испании. А фильм заканчивается где-то на берегу Средиземного моря.

Похож на La guerre du feu. Скорее всего авторы даже ориентировались на него. Тоже сделана попытка натуралистично изобразить жизнь людей в каменном веке. Есть и прямые цитаты из того фильма.

  • Неандерталец путешествует с холодного севера на теплый юг, в поиске.
  • В пути, неандерталец, ненароком, способствует освобождению самки кроманьонца из плена, спасая ее от смерти.
  • Спаривание неандертальца с самкой кроманьонца под дождем, в грязи.

Однако есть и принципиальное отличие  - оно в трактовке образов неандертальцев. В этом фильме, авторы, показывают их более близкими, чем кроманьонцы, к нашим сегодняшним идеалам нравственных человеческих качеств. Неандертальцы избегают насилия по отношению подобным себе, даже из мотивов мести. Живут в мире и единении с природой. Способны любить и заботиться друг о друге. Испытывают боль от потери близких. И в уровне умственного развития неандертальцы не уступают кроманьонцам.

В то время как кроманьонцы полная противоположность - неблагодарны, жестоки и более того, некоторые из них даже убийцы.

В общем все наоборот - хороший неандерталец и плохие кроманьонцы.

С научной точки зрения, в хронологии, деталях быта, этот фильм ближе к тому, что сегодня известно о том времени. Конечно есть и натяжки, но во всяком случае этот фильм более правдоподобен, чем La guerre du feu. Не говоря уже об американском.

Посмотреть стоит.

 

Вот такой вот короткий список. Всего три фильма. Что интересно, во всех одна и та же тема - взаимоотношения двух параллельных видов человека, один из которых исчез с лица нашей планеты. Исчез, как предполагают ученые, не без помощи наших предков. Оставив после себя лишь немного генов в генотипе современных жителей Евразии.

Каков был бы мир сегодня, если бы 40 000 лет назад неандертальцы устояли под натиском наших предков?

Интересно, что во всех трех фильмах пары одинаковы - самка кроманьонцев и неандерталец. Причем в двух фильмах самка кроманьонцев живет в племени неандертальцев. Такое наверное случалось, однако выжили и дали нам свои гены дети совсем других смешанных пар - пар, которые жили среди кроманьонцев. Неизвестно какие это были пары, возможно кроманьонцы забирали самок у неандертальцев, а может неандертальцы попадали к кроманьонцам и жили среди них, имея "жен" кроманьонок. Или было и то и другое.

Грустный факт в том, что дети таких пар, которые показаны в этих фильмах, исчезли вместе с неандертальцами, среди которых они жили. Впрочем дети пары из фильма Последний неандерталец вполне могли выжить. Учитывая, что юг Европы 30 000 лет назад был уже довольно плотно заселен кроманьонцами они вполне могли пристать к одному из кроманьонских племен, после смерти родителей. А может быть еще и при их жизни. Учитывая, что их мать кроманьонка у них не должно было возникнуть проблем.

Книги про Каменный век

Homo Simplex, 2016